Взгляд Заказчика

Выбор системы.

До выбора системы уровня MES необходимо оценить системы локальной автоматизации технологических процессов АСУТП. MES системы имеет смысл внедрять только при наличии развитых системах АСУТП, данные из которых можно передать в MES. При большом количестве ручных вводов (больше 40%) скорее всего можно обойтись только модулями ERP системы.

При устаревших морально системах АСУТП поможет внедрение гибридных систем автоматизации. Гибридная система – это система прямого управления локальными контурами. Это новое направление в системах уровня MES, которые позволяют, в том числе, включить разрозненные АСУТП в каскад регулирования.

Для оценки предложения потенциального исполнителя попросите ответить его на следующие вопросы, чтобы оценить необходимость трат денег на проект уровня MES:

  1. уменьшение кол-ва ручек управления (в %). Т.е. для MES, насколько система предоставляет уже обработанную и консолидированную информацию. Какого рода KPI и насколько объемно коэффициенты будут отражать состояние производства?
  2. насколько увеличивается ручной ввод в систему? Сколько времени это будет занимать? Понадобится ли увеличивать персонал для этого?
  3. уменьшение времени управления относительно времени слежения за процессом (в %). Для MES
  4. увеличение количества регуляторов переведённых из локального режима в каскадный (в %). В основном в MES этот параметр не учитывается, поскольку MES не является управляющей.
  5. сокращение необходимого количества технологов и других оперативных специалистов или расширение зон ответственности после внедрения системы автоматизации (в % количества специалистов на единицу оборудования)
  6. получение из системы консолидированной информации о состоянии процессов, оборудования и персонала в зависимости от службы и должности в административной структуре предприятия.
  7. увеличение количество персонала пользующегося системой (в %). Правда, так можно оценить степень внедренности через какое то время после сдачи системы в эксплуатацию. 

С точки зрения инноваций планируемой системы АСУТП-MES можно узнать у исполнителя:

  1. Как контролирует система исполнение оперативным и управленческим персоналом обязанностей?
  2. Как осуществляется первичная обработка сообщений для управляющего и административного персонала для блокировки повторных, маловажных сообщений в пользу самых приоритетных? Таким образом, снижая общее количество сообщений.
  3. Насколько надежна система при выходе из строя ряда датчиков (как работают алгоритмы повышающие защищенность системы при сбоях датчиков)?  Как система проверяет правильность ручного ввода?
  4. Если в систему входит модуль RAS и ММ, то системы рассчитывают время работы оборудования до обслуживания по моточасам и учитывает ли при этом режим работы оборудования? Если да, то следят ли системы автоматизации за реальным состоянием оборудования и пересчитывают ли время следующего обслуживания?
  5. Может ли система оценить состояние оборудования по косвенным признакам?
  6. Система управления и учета работает с приведенными значениями расходов?
  7. Системы автоматизации управляют процессами во время старта/останова/нормального процесса?
  8. Система автоматизации осуществляет оперативное перепланирование в реальном времени?
  9. В диспетчерских системах выдаётся консолидированная информация в виде пиктограмм по повышению консолидированной информации от участка к цеху-производству-заводу?

 

Выбор исполнителя:  

Необходимо обратить внимание на некоторые вещи. Нет смысла работать с потенциальными исполнителями, которые готовы исполнить Ваши идеи и наработки. Прежде всего, исполнители должны предложить свои действительно новые, необходимые и, возможно, необычные для вас решения.

Затем исполнитель должен доказать, что все, что он предлагает, сможет выполнить в обещаемом объеме и качестве. Кроме этого, необходимо понять, сможет ли исполнитель организовать процесс внедрения проекта. Легко начать. Сложно завершить.

Еще одно условие, которое должно насторожить: если исполнитель обещает все сделать сам. Т.е. «под ключ» с минимальным участием специалистов исполнителя. При внедрении систем управления это абсолютно невозможно. Внедрение систем управление – командный проект. В котором одинаково участвуют специалисты и заказчика и подрядчика. Часто, команда заказчика должна быть больше по количеству.

Заказчик считает, что все обещания Исполнитель выполнит. Не стоит заблуждаться. Исполнитель будет делать минимум, оговоренный в договоре. Не стоит подозревать Исполнителя в обмане. Его рефлексы направлены на то, чтобы удержать бюджет проекта по минимуму. Поэтому технические требования и, тем более, техническое задание должно скрупулезно описать технические решения. Потом эти решения должны стать частью договора.

При проработке договора необходимо как можно более подробно расписать Детальный план проекта (ДПП). Часто на заводах стараются обойтись только укрупненным графиком этапов. Во время исполнения проекта это приводит к двусмысленным толкованиям заказчика и исполнителя. Мой опыт говорит, чем тщательнее и подробнее расписан ДПП, тем успешнее выполнение проекта. В ДПП для каждой задачи должен быть только один ответственный – либо исполнитель, либо заказчик.

Выбор методики внедрения. Система MES внедряется для производственной части предприятия. На предприятии обычно имеется несколько цехов. Внедрять можно по цехам, а можно по модулям.

Внедрение по цехам.

Преимущества: внедрение в первом цехе является «учебной базой» для проектной группы заказчика. Процесс внедрения на следующих цехах проходит быстрее.

Внедрение в одном цехе происходит быстрее и позволяет быстрее обнаружить и устранить недостатки функций. Это позволит экономить время во внедрении следующих цехов.

Внедрение в первом цехе позволяет обучить персонал других цехов, которые стоят на очереди.

Недостатки: для связанных в единое производство цехов работа системы до полного внедрения неполноценна. Особенно это касается расчета материальных балансов, которые невозможно запустить до полного внедрения системы. Для ЭС так же трудно настроить правила данные для которых должны поступать из других производств.

Внедрение по модулям.

Преимущества: внедрение должно начинаться с системы информации. Это позволяет в дальнейшем независимо внедрять другие модули.

Последовательность внедрения зависит от важности для заказчика. Например, после системы сбора можно сразу внедрять диспетчерскую систему и материальные балансы.

Внедрение первых модулей позволяет дальше осуществлять внедрение модулей по цехам. Это будет комбинированным способом внедрения.

Недостатки: внедрение по модулям может оказаться более длительным, чем по цехам. Например, внедрение сбора информации на всем заводе часто оказывается сложной задачей из-за неготовности АСУТП, сетей и проч. на всем заводе.

 

Заключение договора

Текст договора – особая тема. К договору должны быть приложены, кроме прочих, следующие приложения.

  • Спецификация работ. Спецификация работ должна описывать как можно более подробно все работы, которые должен делать исполнитель и заказчик с трудозатратами на каждую из них. Эта спецификация становится отправной точкой для ДПП. Тщательно составленная спецификация избавит в дальнейшем от конфликтов.
  • ДПП (его мы обсуждали)
  • Календарный план работ – укрупненный план-график выполнения этапов договора и платежей по этапам
  • Организация работ. Это приложение организует взаимодействие заказчика и исполнителя, описывает принципы обмена официальными документами (актами, протоколами), включая сроки утверждения, коммуникации и т.д. Очень важное приложение, которое формализует отношение между партнерами.

Выполнение проекта

Для выполнения проекта назначается проектная группа (специалисты заказчика и исполнителя), которая ведет проект с обеих сторон.

Состав проектной группы утверждается на первом совещании и утверждается специальным документом. Для каждого участника проектной группы назначается роль и зона ответственности. В проектную группу приглашаются реальные специалисты, способные работать в команде.

Руководителем проектной группы назначаются наиболее значимые по должности лица. Со стороны заказчика должен выступать сотрудник, обладающий правом печати. Наиболее вероятно, это будет технический директор.

При выполнении проекта необходимо решить, кто будет неформальным лидером проекта. Либо менеджер заказчика, либо менеджер исполнителя. Выбор совсем непростой. Обычно менеджер заказчика обладает большим опытом управления проектными работами. Тут надо забыть амбиции и определить лидерство на стартовом совещании. Это не означает, что лидер в дальнейшем не сменится.

Зона ответственности заказчика

Зона ответственности заказчика всегда существует. Прежде всего, это подготовка исходных данных, участие или проведение комплексной наладки, проведение гарантийных испытаний. Мой опыт показывает, что задержки по проекту чаще всего происходят из-за невыполнения своих обязанностей специалистами заказчика. В частности, подготовка исходных данных. Одна из причин нежелания заказчика подписывать согласованный ДПП как раз в том, что там четко прописаны работы заказчика и сроки их выполнения. Однако низкая дисциплина специалистов заказчика является серьезной помехой своевременной и успешной сдачи проекта. Спонсор и директор проекта просто обязаны следить за этими статьями ДПП.

Обучение проектной группы

Безусловно, внедряемая система автоматизации – новый продукт для завода. Причем, часто слишком инновационный продукт. Члены проектной группы во время выполнения работ должны заниматься внедрением, подготовкой к обслуживанию внедренной системы и обучать непосредственных пользователей. Поэтому первый шаг, который должен быть сделан, обучение проектной группы заказчика. Причем достаточное обучение. Со сдачей-приемкой зачета.

Мотивация рабочей группы заказчика

Обычно рабочая группа заказчика формируется из наиболее подходящих по знаниям, навыкам и опыту сотрудников. Естественно они являются наиболее востребованными на предприятии сотрудниками. И освободить от основных обязанностей нет возможности. Чтобы по этой причине проект не завалился обязательно необходимо заложить деньги на поощрение в бюджете заказчика. Еще лучше, если связать получение бонусов за работу в проектной команде реальным результатам.

Сопровождение системы

К сожалению, во время внедрения системы специалисты нечасто успевают изучить ее до такой степени, что смогут самостоятельно сопровождать ее в будущем. Исключения здесь слишком редки. Чтобы избежать проблем, заказчик должен заключить договор на сопровождение системы на ограниченный срок. К этому моменту заказчик уже твердо знает «тонкие» места своих специалистов и что именно надо делать. Осталось узнать «как делать». В рамках этого договора проводится дополнительное обучение специалистов заказчика, само обслуживание системы. Кроме этого в такой договор полезно включить работы по расширению функционала необходимость в котором возникла во время работа над проектом. Такой договор резко снижает риски в дальнейшей жизни системы.

 


 

© srobins

Бесплатный хостинг uCoz