Модуль диспетчеризации DPU

MES управляет потоком сообщений в привязке к партиям и/или ко времени. Все осуществляется в реальном времени. Т.е., при возникновении некого события сообщение доставляется на соответствующую рабочую станцию системы. Недостатки обычной MES – поток сообщений растет при повышении уровня административной иерархии пользователя. Действительно, для мастера участка – только сообщения участка. Для начальника цеха – сообщения из всех участков цеха. Как же поступить?

Приоритеты сообщений.

Снизить количество сообщений можно при использовании приоритетов сообщений. Рассмотрим пирамиду возникновения сообщений в приложении к организационной структуре предприятия.

 

Сообщения приоритета 1..3 (низший приоритет) видят и обрабатывают операторы.

Сообщения приоритета 4..5 (низший приоритет) видят и обрабатывают мастера, начальники смен и начальники цехов.

Сообщения приоритета 6..8 (низший приоритет) видят и обрабатывают начальники производств, специалисты производственного отдела, специалисты технического отдела.

Сообщения приоритета 9..10 (низший приоритет) видят директоры, их заместители.

Например, если произошло снижение давления в гидросистеме это прежде всего касается механиков и операторов. Но если это привело к остановке стана, то это сообщение уже идет техническому директору. Причина одна, сообщений несколько.

Зоны ответственности.

В АСУТП все сообщения имеют одинаковую зону ответственности – технологический участок. В MES важно правильно учитывать зону ответственности каждого работника, чтобы чужие сообщения не мешали работать. Обычно это достигается на уровне представления (рабочих местах) заданием и запретом определенных доступов.

Другое решение – привязать должность к зоне ответственности, которая может быть, допустим, определенный станок,  производственное отделение,  цех… В этом случае сообщения порожденные в зоне ответственности попадают персонально на компьютер сотрудника.

Управление алармами и сообщениями

Управление алармами и сообщениями в обычной MES сводится к пересылке этих сообщений на соответствующие терминалы пользователей. Алармы, как правило, «поднимаются из» АСУТП. Сообщения об отклонениях технологических процессов порождаются в MES при контроле уставок параметрических данных процесса или рассчитанных в MES.

Ниже показан фрагмент презентации MES системы Уралкалия, показанный на одной из конференций.

 

 

При появлении отклонений порождаются сообщения.

Если техпроцесс идет в основном в нормальном режиме сообщений немного и специалисты в состоянии на них реагировать. Но при возникновении проблем на производстве количество сообщений вырастает на несколько порядков. Более того, MES не в состоянии определить для какой службы предназначено сообщение. В реальности – эти причины сильно ограничивают распространение сообщений для диспетчеров и руководителей.

Если использовать в составе MES экспертную систему (ЭС), все меняется к лучшему. ЭС в состоянии разобраться с причиной возникновения отклонения, для какой службы предназначено сообщение. При исправлении проблемы сообщение исчезает.

При возникновении отклонения система диагностирует его, используя Plant Reference Model (PRM). Для этого используются универсальные правила, которые применяются не к единицам оборудования, а к объектам. Диагностические правила сканируют модели процессов, заключенные в PRM. Например, при появлении сообщений по сбойной технологической цепочке ЭС поступает так же, как человек, ищет самый левый сбойный участок. Следующие за ним участки техпроцесса сообщают об отклонении как следствие первого отклонения. Значит, достаточно «прокричать» только о самом «левом» отклонении и остальные значения не имеют. Это сценарий сокращения сообщений при авариях.

Кроме этого, если возможно, система распознает и причину отклонения. Например, при падении давления газа и повышении температуры подшипников возможная причина – неисправность самого насоса. Значит, сообщение должно идти в службу энергетиков (электриков). Или, при снижении давления и расхода газа на входе в цех возможная причина не в этом цехе, а в предыдущем производстве. Система по цепочке переходит к поиску в предыдущее производство.

Если в ЭС заложены соответствующие знания, то система может не только диагностировать, но и выдавать задания персоналу на устранение отклонений. «Мозги» системы можно постепенно повышать. Безусловно, система не может заменить опытного и грамотного технолога, но помочь разобраться в причинах, возможно, заменить персонал низших разрядов вполне может.

Управление административными сообщениями

Управление оперативными сообщениями – не единственная возможность применения ЭС для сообщений. Можно по такому же сценарию управлять и административными сообщениями. Для этого необходимо разработать PRM административного руководства. 

 

 


 

© srobins

Бесплатный хостинг uCoz