Планирование обслуживания оборудования ММ

Основное назначение модуля:

1. Паспортизация оборудования. Информация об активах нужна не только ремонтным службам. Бухгалтерию интересует процент их износа или балансовая стоимость. Изготовитель, дата ввода в эксплуатацию, рыночная стоимость — эти сведения могут быть востребованы рядом других служб. Системы ТОиР позволяют определять и хранить такие атрибуты централизованно и структурированно. В современных системах существуют возможности группировать эти данные, задавать их форматы, обязательность ведения той или иной информации, ее взаимосвязь с данными из других функциональных модулей или систем, например со списком поставщиков.

2. Нормирование работ. Каждая выполняемая операция характеризуется нормами расходования материалов и заменяемых частей, перечнем последовательных и параллельных шагов, применяемыми инструментами и необходимым числом специалистов требуемой квалификации. Поскольку материалы и запчасти учитываются в системе вместе с их стоимостью, а трудовые ресурсы — с почасовыми ставками специалистов, подсчет плановой себестоимости работ особой сложности не представляет.

Немаловажно иметь под рукой и библиотеки технологических инструкций, чертежей, ГОСТов, ТУ и пр. Все эти документы могут храниться в системе и логически связываться с конкретным оборудованием или видом работ, что облегчает их использование в процессе проведения ТО.

3. Управление работами. Задания на ТОиР в системе формируются или автоматически, или вводятся ответственным лицом, обычно в связке “оборудование — работа”. Задание может генерироваться и в ответ на запрос о неполадке, сформированный любым пользователем системы и прошедший утверждения по установленной иерархии. Необходимые материалы и ресурсы определяются нормативами. Просчитывается продолжительность выполнения задания и каждой операции по техкарте. Ремонтники получают бланк, в котором подробно расписано, кто, что и когда должен сделать, какие детали использовать, какие инструкции или чертежи применять. Остается зафиксировать выполнение операций и задания в целом, отразить фактическое количество использованных материалов и ресурсов, возможно, применить процедуры контроля качества и занести текущие показания измерителей. Узлы, подлежащие ремонту, могут быть заменены, и на работу по устранению дефектов в них формируется свое задание.

В случае выполнения операций по ТОиР сторонней организацией, современные системы дают возможность выставить счет как на работу в целом, так и детально по задействованным трудовым ресурсам и израсходованным материалам на основании их номинальной стоимости или по отдельному прейскуранту. Счет автоматически попадает в модуль расчетов с дебиторами.

Если в системе есть возможность относить задания на ТО к разным проектам, это обеспечивает контроль таких проектных работ, как, например, модернизация предприятия. В этом случае все объекты системы (заказы на закупку материалов, планы изготовления запчастей и пр.) имеют ссылки на тот или иной проект. Система разрешает размещать закупаемые материалы только на складских местах, логически отнесенных к данному проекту, и впоследствии выдавать материалы со склада только под задачи данного проекта. Соответствующие позиции относятся при этом на затраты конкретного проекта.

4. Планирование ТОиР. Планирование ТОиР является одной из самых важных и трудоемких задач, для решения которой система управления будет особенно полезна. На основании показаний измерительных приборов (они могут импортироваться в систему, в частности, из контура АСУ ТП или периодически заноситься вручную как результат выполнения отдельного задания — “снятия показаний датчиков”) система по принятым на предприятии методикам планирует (или корректирует планы) работы на определенный период времени. Например, при достижении неким параметром первого допустимого порога планируется более частый контроль его состояния, а по достижении второго критического порога назначается ремонт.

Система помогает контролировать доступность ресурсов. Так, можно автоматически учитывать рабочий график ремонтников по сменам и при необходимости корректировать даты работ по ТО (или назначение ресурсов на работы), с тем чтобы они реально могли быть выполнены.

План работ в виде перечня заданий на ТОиР становится доступен менеджерам, планирующим производственную программу предприятия. Для них каждый объект ТОиР является основным производственным ресурсом, и если обслуживание требует остановки оборудования, на период ремонта ресурс помечается как недоступный. Это помогает синхронизировать действия различных служб предприятия.

5. Контроль качества. Интегрированные подсистемы контроля качества позволяют обеспечить фиксацию контрольных параметров по завершении задания или операции. Заранее определив целевые показатели и допустимые значения каждого из них, ремонтные службы могут доверить системе выполнение ряда действий в автоматическом режиме. Например, проанализировав значение показателя, введенное в процессе контроля качества (или вычислив показатель по группе введенных значений), система может сформировать запрос на повторное ТО или проинформировать ответственных лиц по электронной почте или SMS-сообщением на мобильный телефон. Возможны и другие варианты реакции системы.

6. Планирование материалов и запчастей. Список плановых заданий на ТОиР содержит потребности в материалах и запчастях, причем они могут быть привязаны к дате начала конкретной операции в техкарте. На основании этих данных формируются плановые заказы на приобретение материалов и запчастей и/или изготовление их на вспомогательном производстве. Планирование выполняется с учетом требуемых дат, сроков поставки/изготовления, наличного сырья, аварийных запасов, прогнозируемых остатков, имеющихся заявок и заказов на закупку и изготовление, размеров партий, утвержденных контрактов и прейскурантов и пр.

7. Планирование и анализ затрат на ТОиР. Плановые и фактические затраты на ТОиР отслеживаются как по отдельным заданиям на ТОиР, так и по объектам обслуживания с необходимым разбиением по материалам, затратам труда и пр. Затраты группируются по иерархии оборудования. Например, можно отражать распределение суммы затрат по подразделениям предприятия, по временным периодам и другим категориям (скажем, по подрядчикам, отдельным службам или бригадам). Сравнение плановых и фактических затрат, анализ расхождений в различных разрезах позволяют в том числе выявлять проблемы в организации работ, формировать и корректировать нормы.

Как видно из описания планирование ТОиР по большей части задача ERP уровня, поскольку здесь учитываются деньги, закупки и поставки, затраты… Но гораздо эффективней, если построена гетерогенная единая система из модуля ТОРО в ERP и модуля планирования ремонтов ММ в MES. В этом случае ММ- MES дополняет, а не заменяет модуль планирования ремонтов ТОРО-ERP. Тогда можно обеспечить единое хранилище информации для организации ТОиР, организовать автоматический учет, управлять ремонтным и технологическим персоналом во время проведения обслуживания.

Паспортизация оборудования. При применении экспертной системе в составе MES используются модели техпроцессов, в которые входят и объекты - оборудование. Объекты моделей имеют в своем составе атрибуты и правила поведения (из них состоит база знаний). Атрибуты, в том числе, описывают подробную информацию, необходимую для ТОиР, а так же запчасти из которых состоит объект, историческая информация об обслуживании и проч.

При настройке моделей PRM паспортизация оборудования производится «автоматически», поскольку многие данные паспорта являются атрибутами объектов.

Нормирование и управление работами. Нормирование и управление работами – обычно это функция уровня ERP, поскольку является одной из статей для расчета затрат на ремонт. Управление работами – это, по сути, управление проектом проведения ремонтных работ. Если применяется для этого программное обеспечение, то оно чаще всего либо применяется отдельно, либо входит в состав ERP.

При применении экспертной системы управление работами обслуживания ведется через сообщения ремонтному и технологическому персоналу. Это очень эффективный путь управления процессом обслуживания, поскольку контролирует последовательность, время и, при правильной настройке правил ЭС, качество  проведенных работ.

Последовательность проведения работ обслуживания может быть введено как атрибуты для объектов PRM (технологическое оборудование или блоки).

Планирование ТОиР. Это преимущественно функция ERP, поскольку затрагивает планирование отгрузки и производства продукции. Лучший вариант – это применение гетерогенной системы состоящей из MES и ERP. Из MES собирается информация о состоянии оборудования (модуль RAS) в соответствии с которой рассчитывается межремонтный промежуток.

Контроль качества проведения ремонтных работ. Качество на этапе проведения обслуживания контролируется с помощью спецоборудования обученными специалистами. Но это не должно быть окончательным контролем. Качество обслуживания должно контролировать производство. Это означает, что все параметры техпроцесса и режимов работы оборудования должны соответствовать заявленным параметрам, но и ухудшаться в течение времени не более заявленных. Контролировать все параметры после ремонта, а тем более отслеживать скорость их деградации непростая задача для оператора. Однако при применении экспертной системы несложно заложить правила контроля параметров, которые будут выполнять названные функции и сообщать при отклонении выше разрешенных. Пример: виброконтроль после ремонта якоря электромотора. Простой контроль амплитуды вибрации и тренд изменения не всегда подходит, поскольку он зависит от нагрузки. Однако алгоритм контроля, в том числе, в зависимости от нагрузки можно заложить в экспертную систему. В этом случае ЭС будет рассчитывать некий интегральный коэффициент и отслеживать тренд его изменения. При выходе за границы будет сформировано сообщение в соответствующие службы. ЭС при этом будет связывать отклонение с фактом обслуживания.

Планирование материалов, планирование и анализ затрат на ТОиР. Эти функции обычно выполняют модули ERP.

 


 

© srobins

Бесплатный хостинг uCoz